Главная | Регистрация | Вход | RSS

Пятница, 03 Мая 24, 09:44

МБОУ Федоровская СОШ





В министерстве здравоохранения Ростовской области организована круглосуточная горячая линия по

коронавирусной инфекции телефон - 8-928-767-38-91

Cведения об образовательной организации
Новости Министерства просвещения Российской Федерации


     

Мы во Вконтакте                                                            Написать о проблеме

           Прием в 1 класс          





Больше новостей во Вконтакте



Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 161
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Секреты мастерства

Сердинова Любовь Борисовна  -

учитель ИЗО и МХК, руководитель кружка ИЗО «Цветик-семицветик»,

МБОУ Федоровская СОШ

Секреты мастерства


   Изобразительной деятельностью увлекаются дети любого возраста. Яркие карандаши, краски, цветная бумага, пластилин приглашают в мир живой фантазии и воображения. Творческое начало, которое заложено природой в каждом человеке, пробуждает в ребенке желание сделать что-то новое, необычное и, непременно, самое лучшее. Творческое самовыражение совершенствует человека, открывает новые горизонты в любой области человеческой деятельности.

   Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное  в искусстве и  жизни не приходит  само собой. Творческие склонности и способности надо целеустремленно развивать. Задачи развития креативных способностей и воображения обучающихся помогает решать уникальный и значимый учебный предмет «Изобразительное искусство». Учитывая возрастающую потребность общества в людях,  способных творчески подходить к любым изменениям в жизни, возникла необходимость совершенствования педагогических возможностей и форм работы, способствующих накоплению познавательного опыта обучающихся. С этой целью, наряду с кружковой работой и творческими заданиями, во внеурочной деятельности школьников эффективно используются следующие формы активизации интеллектуального потенциала:

o   организация отчетных выставок детского творчества, проведение олимпиад для одаренных детей, участие в работе «Школы мастерства»;

o   формирование банка творческих дел и находок обучающихся, располагающего богатым наглядным и фотографическим  материалом;

o   разработка системы взаимодействия с детской библиотекой, Домом культуры и другими центрами развития творческих способностей у детей;

o   участие во всероссийских, областных конкурсах, смотрах, программах, способствующих развитию творческих способностей детей;

o   проведение мониторинга творческих достижений  обучающихся.

   На школьном и районном уровне для обучающихся создаются и выполняются все необходимые условия для эффективной самореализации личности.   Школьники  с удовольствием рисуют, принимают участие в районных   мероприятиях, радуют себя, родителей и учителей своими творческими достижениями.

    В создании благоприятных условий для изобразительной деятельности обучающихся помогает руководство школы. Все необходимые материалы и принадлежности для проведения выездных мероприятий, освоения новых художественных технологий приобретаются школой в срок  и в полном объеме.

   Особой популярностью среди обучающихся и учителей изобразительного искусства пользуются «Школы мастерства», организованные в соответствии с районной программой «Одаренные дети».  «Школа мастерства» предполагает: обучение и сотрудничество «мастеров и подмастерьев», выполнение творческих работ, оформление итоговой выставки. На данный момент, это самое удачное и востребованное решение вопроса креативного образования школьников, реальный источник интереса к изобразительной деятельности.

   Начиная с 2007/08 учебного года в творческих мастерских состоялось знакомство с теоретическим и практическим материалом по следующим темам: «Народные промыслы», «Освоение техники мастерства и некоторых видов декоративно-прикладного искусства», «Освоение разновидностей монотипии», «Освоение некоторых способов работы в живописи», «Освоение некоторых способов работы в декоративно-прикладном искусстве».

   Участники «Школы мастерства» получили великолепную возможность обучиться мастерству росписи по дереву и стеклу, изучить несколько способов «монотипии», узнать особенности техники «ошибана», структуру коллажей в технике «терро», живописных техник «по-сырому» и «мазками», научились применять технику «торцевание» в сочетании с природным материалом, а также стали авторами новых и оригинальных поделок из подручного материала.

   Свое участие в работе «Школы мастерства» в качестве руководителя мастерской я рассматриваю как возможность приобретения положительного опыта в проведении районных мероприятий такого уровня. Процесс подготовки к открытому мероприятию обогащает теоретические и практические знания, умения и навыки в области изобразительного искусства, что, несомненно, способствует повышению профессионализма учителя. Руководитель мастерской должен подготовить теоретический, наглядный и раздаточный материал, продемонстрировать различные технические приемы работы, сформировать творческую направленность заданий.

   Каждая «Школа мастерства» по-своему уникальна и неповторима. Это обусловлено тематикой мероприятий, накопленным опытом, желанием удивить и заинтересовать всех участников события. Традиционным остается высокий уровень организации мероприятий и соблюдение режима работы, запланированного  программой. Стержневая основа «школ мастерства» включает:  регистрацию участников, знакомство (в игровой форме), оформление привезенных выставочных работ, работу в мастерских, просмотр фильма с сюжетами предыдущих «школ мастерства», выполнение коллективных заданий, подведение итогов работы и  награждение грамотами.   Мероприятия «проживаются» в атмосфере творческой активности и увлеченности одним общим делом. Полученный практический опыт, несомненно, благотворно отразится на результатах дальнейшего творческого роста каждого участника тематических мастерских, позволит раскрыть начала профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

   К примеру, тематика «Школы мастерства» 2010-11 учебного года была посвящена обучению живописным техникам: «по-сырому» и «мазками». Состоялось «новое» знакомство с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками. А сюжетом для работы были выбраны храмы земли русской на фоне пейзажа. Практической работе предшествовал просмотр теоретического материала, который раскрывал понятие «храм», краткий рассказ об истории возникновения 3 храмов: Покрова на Нерли, храма Василия Блаженного, Исаакиевского собора. Вопросы по презентации закрепили полученную информацию. Для выполнения практической части обучающиеся получили раздаточный материал, соответствующий сюжетной направленности. Наглядную демонстрацию живописных техник я сопровождала теоретическими пояснениями.

   Для изучения техники и выполнения упражнения живопись «по-сырому» следует подготовить следующие материалы: образцы, раздаточный материал, 1-2 листа бумаги для акварели формата А3, набор акварельных красок, кисти беличьи №3,5,10, баночку с водой, палитру, салфетки для вытирания кистей.

Время работы: 15 мин.

Последовательность работы:

1.      Легким движением кисти нанести линию горизонта, слегка наметить композицию, согласно выбранному образцу. (Можно выполнить на листе А3  предварительный рисунок карандашом, только ластиком пользоваться нельзя, так как после смачивания бумага будет ворситься).

2.      Хорошо смочить лист бумаги большой кистью или губкой, можно погрузить в емкость с водой. Слегка стряхнуть воду, разложить лист на столе.

3.      Работать только акварельными красками, большие плоскости покрывая широкой кистью. Лучше всего начать живопись с более светлых мест - на них не так заметна потеря формы. По мере высыхания бумаги следует переходить к более темным местам и уточнять детали, где добавляя тон, а где выбирая краску отжатой насухо кистью.

Примечание:

   - Работать надо быстро и собранно - все должно быть закончено до того, как бумага высохнет. Не стоит очень беспокоиться о точности формы - гораздо важнее почувствовать поведение краски.

  - Необходимо сразу подбирать нужный тон и не жалеть цвета, так как при живописи «по-сырому» краска значительно светлеет, высыхая. Проходить много раз по одному месту нежелательно. Главное -  сохранить свежесть работы. (В этой технике красиво получаются небо, облака, вода, ощущение тумана или дождя).

  - Оригинальность этой работы заключается в плавном переходе одного цвета в другой. Если краска расплылась в неподходящем месте, ее можно промокнуть ватным диском или отжатой насухо кистью. 


Примеры выполненных заданий. Живопись «по-сырому».

   Для изучения и выполнения упражнения живопись «мазками» потребуются такие материалы: образцы, раздаточный материал, бумага для акварели формата  А3, карандаш простой средней мягкости, гуашь, набор кистей разных размеров, баночка с водой, палитра, салфетки для вытирания кистей.

Время работы: 30 мин-1 час.

Примечание:

Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.

Последовательность работы:

1.      За 1-2 минуты наметить тонкой кистью сюжетную композицию. (Можно выполнить на листе А3  предварительный рисунок карандашом).

2.      Средней кистью, частыми мазками нанести необходимые краски, но не одним цветом по всему листу, а так, чтобы  виден был цвето-теневой контраст. Много по одному месту не проходить, чтобы не потерять свежесть восприятия. Мазками заполняется весь лист, а не отдельные фрагменты.

Примечание:

   - Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.

   - Мазок, после того как его положили, нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков.  

   - Сначала работаем в середине рисунка, там, где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски.

  - Мазок можно класть по форме, так же как и штрих. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.

  - Светлые предметы легко можно сделать слишком темными. Их следует писать тогда, когда будет написано их окружение - так легче взять правильный тон.





Примеры выполнения заданий. Живопись «мазками».

   Успешность освоения живописных техник напрямую связана с хорошо спланированным поэтапным объяснением задания, наглядностью и мобильностью практической части. В этом случае все обучающиеся успевают  завершить свои работы полностью.

    Анализируя результаты проведенного мероприятия, могу с удовлетворением  отметить, что освоение живописных технологий состоялось. В ходе общения с обучающимися определились предпочтения к той или иной живописной технике. Увлеченность заданием, желание проявить свои способности, нашли отражение в оригинальных композициях, колоритной живописи, необычном стилевом подходе, что указывает на присутствие талантливых детей, способных к достижению высоких результатов в интеллектуальном труде.

   Компетентное жюри оценило уровень и качество выполненных работ по конкретным критериям: соответствие технике исполнения, интересная композиция, грамотное цветовое решение, творческий подход. 

   Насколько успешным, интересным и насыщенным получилось мероприятие, рассказывает анкета, которую традиционно заполняет каждый участник «Школы мастерства». Пожелания, советы, замечания, рекомендации – вся информация учитывается с целью дальнейшего сотрудничества и расширения взаимодействия между обучающимися и учителями школ района.

   Изучению особенностей декоративно-прикладного искусства была посвящена работа нескольких «Школ мастерства». Этот вид искусства неисчерпаем по своим творческим идеям и по использованию разнообразных материалов. Элементы декора, которые встречаются в быту, в интерьере, обладают эстетическим качеством и  рассчитаны на художественный эффект. Поэтому тема «Освоение некоторых способов работы в декоративно-прикладном искусстве»  была вполне востребована.

   С учетом пожеланий обучающихся формировались заявки на участие в одной из 3-х мастерских: «Торцевание», «Работа с природным материалом. Удивительные кораллы» и «Работа с подручным материалом». Учителей ИЗО среднего звена приглашала мастерская «Оригами». Общая тематика: «Подводный мир». Для учителей ИЗО начальных классов работала мастерская «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии». Весь материал, необходимый для выполнения заданий, был подготовлен участниками заблаговременно.

    Программа мероприятия включала следующие пункты: регистрация, оформление итоговой выставки (за 5 лет работы), работа в мастерских, перерыв (с просмотром фильма), оформление общего панно, подведение итогов, закрытие мероприятия. Итак, особенность этой «Школы мастерства»  – выполнение коллективного тематического панно «Подводный мир», составленного из детских работ.


Мастерская «Торцевание»


Мастерская «Работа с природным материалом» 

Мастерская «Работа с подручным материалом»


  Имея определенный опыт руководителя мастерской и личный интерес к новым технологиям, я познакомила  обучающихся с нетрадиционным использованием подручных материалов (упаковочный силикон, поролоновые губки) и специфическими особенностями художественных акриловых красок.

   Что можно сделать из обычного упаковочного силикона, который встречается, например, в коробках  с компьютерной техникой или  в обувных коробках? Если толщина материала не превышает 2 см, то можно вырезать ножницами или канцелярским ножом любую фигуру по разнообразной тематике.

   Предметом нашего внимания стали красивые декоративные рыбы и  морские звезды, обитающие в океанах, морях, реках, озерах и даже в аквариуме.  Перенестись в красочное подводное царство помогло подготовленное слайд-шоу «Подводный мир». Обширный наглядный и раздаточный материал позволил обучающимся выбрать самый привлекательный образец. А  силикон и поролон, в умелых руках, удивили своими возможностями. Новые оригинальные поделки имеют небольшой вес, они хорошо крепятся на любую основу при помощи клея «Момент» или  могут рассматриваться в качестве самостоятельных творческих произведений. Выполнение заданий-упражнений с применением подручного материала – это уже стартовая площадка для творческого вдохновения и смелых решений. Сделать что-то новое, оригинальное, используя нетрадиционный подход – вот что отличает настоящего мастера!

   Для изготовления изделия «рыбка декоративная» потребуются следующие материалы и принадлежности: открытки с изображением декоративных  рыб, силиконовая основа размером  20х15 см, ножницы или канцелярский нож, плотный лист бумаги для шаблона, карандаш, резинка, глянцевые акриловые краски, баночка для воды, палитра, кисти разных размеров, салфетки для вытирания кистей.

 Последовательность работы:

1.      Выбираем образец рыбы.


2.      Выполняем эскиз рыбы на бумаге, предварительно  согласовав размеры рисунка и материала.


3.      Изготавливаем  шаблон из  бумаги, вырезая рисунок рыбы  по контуру.

4.      Прикладываем шаблон на основу силикона и  обводим гелиевой ручкой по контуру.


5.      Вырезаем ножницами или канцелярским ножом изделие.


 6.      Выполняем роспись поверхности изделия акриловыми красками.


7.      Готовое изделие используем для украшения декоративного панно.

Панно


     Отдельный рассказ был посвящен специфическим особенностям художественных акриловых красок. Эти краски отличаются яркой цветовой палитрой, легко наносятся на бумагу, картон, дерево, керамику, металл, кожу, ткань, пластик. Выбор  акриловых красок разнообразный: металлик, флуоресцентные, витражные, перламутровые, матовые и  глянцевые, в баночках и в виде аэрозолей… Для  росписи изделий я рекомендовала использовать  глянцевые акриловые краски. Они обладают повышенной светостойкостью, при высыхании образуют эластичную, несмываемую пленку. Для разведения красок может использоваться как вода, так и специальные растворители. При работе с глянцевыми акриловыми красками кисти рекомендуется держать в баночке с водой, так как акрил быстро высыхает и кисть становится непригодной для выполнения своей функции. Время высыхания красок зависит от толщины красочного слоя (20-60 минут).  Благодаря блестящей красочной поверхности, изделие приобретает очень привлекательный вид.

  Полностью гармонируя с современным стилем жизни, акриловые краски дают возможность реализовать свои творческие идеи в живописных, декоративных и дизайнерских работах.  Освоение работы с акриловыми красками не составило особой сложности для обучающихся, так как многие ребята давно знакомы с живописью, рисуют маслом и акварелью.

   Среди нетрадиционных материалов, которые широко используются в детском творчестве, поролон – самый доступный и универсальный по своим возможностям. Этот материал   хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается, позволяет создать любую конструктивно-пространственную форму. На занятиях в мастерской обучающиеся попробовали себя в роли скульптора, когда из обычной банной губки, удаляя все лишнее, моделировали тело морской звезды. Красочное слайд-шоу, наглядные образцы изделий, интересная научная информация из жизни морских звезд составили подготовительный этап задания. Основная часть работы включала просмотр технологического процесса изготовления изделия и самостоятельное выполнение задания.

   Для изготовления изделия «морская звезда» потребуются следующие материалы и принадлежности: поролоновая губка (банная или хозяйственная), ножницы, канцелярский ножик, гелиевая ручка или тонкий фломастер, глянцевые  акриловые краски, баночка с водой, палитра, кисти разных размеров, салфетка для вытирания кистей.

   Последовательность работы:

1.    Подготавливаем поролоновую основу: удаляем верхний слой (абразивный), если губка двухслойная.


2.      Намечаем на поверхности поролона квадрат. Вырезаем квадратную форму.


3.      Отмечаем центр квадрата и проводим от центра гелиевой ручкой 5 линий (борозд).

4.      Прорисовываем гелиевой ручкой контуры лучей, конкретизируя форму морской звезды.


5.      При помощи ножниц или канцелярского ножика (если слой поролона высокий), вырезаем морскую звезду, удаляя все лишнее. Обрабатываем лучи, срезая верхние и нижние кромки.

6.      По желанию, лучам можно придать более естественную конфигурацию, моделируя изгибы и выпуклые места.





7.      Расписываем поверхность изделия глянцевыми акриловыми красками, используя выбранный образец. При выборе красочных сочетаний, следует ориентироваться на цвет поролоновой основы. Можно подобрать контрастные цвета или, наоборот, нежные пастельные оттенки.

8.      Готовое изделие используем для украшения декоративного панно.




   Рекомендация.  В процессе обработки  поролоновой губки остается много обрезного материала, который советую аккуратно собирать в полиэтиленовый пакет и в дальнейшем использовать для выполнения различных поделок или аппликации из поролона.


   Совместное творчество с обучающимися продолжается  в процессе составления тематического декоративного панно.  Общий результат, в этом случае, всегда богаче по содержанию и производит на всех участников мероприятия более яркое впечатление. При составлении тематических композиций декоративной или сюжетной направленности юные художники учатся видеть себя и других в процессе совместного творчества, помогают друг другу открывать красоту окружающего мира. Появляются новые идеи, фантазии, перспективы, а главное – желание расширить свой творческий кругозор, получить новый практический опыт, и, как следствие, - повысить свой интеллектуальный уровень и компетентность в профессиональной изобразительной деятельности. 



      Коллективные творческие задания становятся популярными и в школьной практике и в кружковой работе. Такие формы коллективного обучения направляют деятельность школьников на способы решения поставленной перед ними задачи, то есть задачи поискового, творческого типа. Коллективные композиции становятся украшением школьных выставок, активно обсуждаются, вызывают эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей. 



Коллаж «СКАЗОЧНЫЕ ПТИЦЫ»


Коллаж «НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ»






Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Полезные сайты
  • РУО Неклиновского района
  • МБДОУ "АЛЕНУШКА" с. Федоровка
  • Электронный дневник
  • Портал правовой информации
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Прием в 1 класс

    2023 год - год педагога и наставника

    Сайт zakaz.donland.ru

    Телефон доверия

    ЖивунаДону

    Донмолодой

    3d-тур по Народному военно-историческому музейному комплексу ВОВ Самбекские высоты

    Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области

    сетевичок.рф

    персональный Официальный интернет-портал правовой информации



    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz